Статья "Профессиональный стандарт педагога"

Учитель – это одна из самых важных и почетных профессий. Ежедневно ему приходится заниматься развитием детей, доносить до них различные знания. Еще одна не менее важная задача, которая ложится на плечи учителя – воспитание. Именно педагоги учат малышей жить в коллективе, уважать старших, любить свою родину.  Чтобы всегда идти в ногу со временем и соответствовать самым высоким требованиям людям этой профессии приходится постоянно заниматься саморазвитием и повышать свою квалификацию. 

Профессиональный стандарт: суть требований

Раньше педагогу нужно было просто строго соблюдать требования должностной инструкции. Для современных учителей «планка поднята» значительно выше. О необходимости создания профессионального стандарта впервые заговорили 5 лет назад. Именно в 2013 году был создан документ, определяющий требования к педагогу. Их можно условно поделить на три группы:
  • личностные характеристики;
  • уровень профессиональной подготовки;
  • применяемые методы обучения.
Изучив документ, эксперты в сфере образования приняли решение о том, что он требует некоторых доработок. Так 18 октября 2013 года появился Приказ №544Н, изданный Министерством труда Российской Федерации. В нем говорилось о необходимости внесения в документ некоторых корректировок и проведении тестирования на ряде учебных заведений страны. Изначально эксперимент планировалось проводить до наступления 2015 года, но спустя некоторое время было принято решение о продлении работы в тестовом режиме еще на 2 года.
В проверке профессиональных стандартов для учителей участвовало 43 региона страны. Необходимость их применения и эффективность обсуждали практически все педагогические коллективы России. 
Анализ результатов эксперимента позволил сделать вывод о том, что применение профстандартов значительно улучшил такие показатели учебного процесса:
  • существенно выросли балы, полученные при сдаче ЕГЭ;
  • изменился уровень преподавания;
  • улучшились условия обучения.
Высокие показатели по каждому из перечисленных пунктов заставил Министерство труда РФ принять решение о внедрении профстандартов. Утвержденный правительством России документ был направлен во все учебные заведения страны. Он обязал каждого преподавателя не только подтвердить уровень своей квалификации, но и использовать в работе новые положения.

Направления, которых коснулся профстандарт

Профессиональные стандарты для педагога можно условно поделить на три направления:
  • обучение;
  • воспитание;
  • развитие.
Разделы, регулирующие первые два направления содержат требования, касающиеся:
  • уровня знания предмета;
  • степени владения определенными педагогическими приемами;
  • способности донесения знаний до каждого учащегося. 
Что касается развития, то оно должно существенно увеличить компетенцию учителя. Считается, что современных преподаватель должен владеть навыками, например, психолога. Подтвердив свою квалификацию в дополнительной сфере такой специалист может рассчитывать на определенную прибавку к заработной плате.
Профстандарт разрабатывался с учетом требований современной жизни. В соответствии с этим документом, работники сферы образования должны быть:
  • всесторонне развитыми;
  • эрудированными;
  • прогрессивными;
  • компетентными в своей сфере.
Предполагается, что учитель обязан досконально владеть информацией, касающейся его предмета. В процессе работы современным педагогам придется учиться находить общий язык с детьми, имеющими разные способности и уровень развития. Преподаватель должен уметь определить возможности учащегося и с уважением относиться к ученику, как к личности. 
Учитель нашего времени должен быть достойным примером для своих воспитанников.
Документ определил уровни квалификации педагогов и требования к каждому из них:
Уровень квалификацииТребования
Учитель
  • качественное преподавание в соответствии с требованиями программы;
  • умение находить общий язык с учащимися;
  • наличие профессиональных навыков проведения работы с родителями учеников;
  • постоянное улучшение качества собственных знаний
Старший учитель
  • подготовка программ индивидуального воспитания развития и обучения;
  • создание проектов программ по коррекционной деятельности
Ведущий учитель
  • разработка общеобразовательных программ и ведение процесса преподавания в соответствии с ними;
  • координация деятельности педагогов, психологов и дефектологов
Правительством РФ было принято решение уменьшить число задействованных в процессе обучения узконаправленных специалистов. Оптимизация дошкольных заведений и школ позволит изыскать дополнительные возможности для повышения заработной платы подтвердивших свою квалификацию педагогов. Перед учителями открылась отличная возможность улучшить свое финансовое положение. Для этого теперь достаточно пройти курсы повышения квалификации и освоить одну из смежных профессий.

Цель введения профстандартов

Вводя профстандарты для педагогов правительство России преследовало такие цели:
  • сформировать в обществе новый взгляд на деятельность педагогов;
  • повысить профессиональный уровень учителей;
  • развить личные качества преподавателей;
  • научить преподавателей понимать проблемы учеников.
Современным учителям приходится работать в условиях постоянного развития научно-технического прогресса. Освоение новых технологий позволит им применять иные формы подачи материала.
Основная задача прфстандартов – выведение преподавателя за рамки привычного для нас понятия «учитель». Теперь он станет универсальным специалистом, хорошо ориентирующимся в различных сферах. 
Постоянно развивающийся преподаватель на собственном примере покажет ученикам, насколько важно расти и не «стоять на месте». Такой подход позволит существенно улучшить уровень российского образования.