Статья "Портфолио педагога"

Для успешного прохождения аттестации на получение категории, каждому педагогическому работнику необходимо составить портфолио. Это достаточно трудоемкий процесс от правильности и информативности которого зависит пройдет ли педагог аттестацию. Но зная, что конкретно писать, это не составит большого труда. Поэтому в данной статье Вы увидите основные пункты, на которые необходимо обратить внимание, составляя портфолио.

Для начала необходимо установить цель портфолио:
  • проанализировать профессиональный рост педагога,
  • достижения в разных профессиональных видах деятельности: творческой, обучающей и т.д.,
  • указать опыт в данной сфере,
  • проанализировать самооценку педагога,
  • промониторить качество преподавания,
  • проанализировать успеваемость учеников.

Также необходимо указать следующую информацию:
  • как ученики усвоили учебный материал,
  • творческие способности учеников.

Педагог самостоятельно оформляет портфолио и важно сделать это правильно. Педагог может оформить как в электронном виде, так и в папке-накопителе с файлами на листах А4.

Структура портфолио делится на 8 разделов.
Первый раздел Вы подписываете «Общие сведения о педагогическом работнике». Здесь Вы указываете:
  • фамилию, имя, отчество, город и дату рождения,
  • название должности на момент проведения аттестации,
  • дата заключения договора на данную должности и предоставить копии трудовой книжки,
  • образование и квалификацию по специальности (если имеется) и предоставить копии диплома об образовании,
  • информация о получении дополнительного педагогического образования (если имеется) и копии дипломов,
  • результаты предыдущих аттестаций (если проходили) и копию аттестационного листа.

Второй раздел – «Результаты педагогической деятельности», где Вы указываете:
  • организацию профессиональной деятельности в соответствии с образовательной программой. Вы можете подтвердить справками о выполнении теоретических и практических частей. А для большего эффекта приложить итоги мониторинга успехов учеников, который проводит сам педагог,
  • проведения дополнительных программ, секций и кружков,
  • сравнительный анализ деятельности педагога за последние 3 года в соответствии с учебной программой,
  • психологические анкеты и опросы, подтверждающие нравственно-психологическую атмосферу на уроке.

Далее Вы пишите 3 раздел под названием «Научно-методическая деятельность». Здесь необходимо раскрыть следующие пункты:
  • документ об активном использовании современных технологий (проекты, исследования и т.д.) на уроке и прикрепить 2 примера,
  • документ, который подтверждает использование цифровых ресурсов,
  •  ведение собственного сайта (если есть такой) Вы подтверждаете скриншотами, видео, которые необходимо заверить у руководителя,
  • документы, которые могут подтвердить, что ранее Вы прошли повышение квалификации (если проходили),
  • научно-методическая деятельность педагога, наличие методических разработок (если есть) и презентация собственной методической системы,
  • участие в конкурсах, конференциях,
  • проведение дистанционного обучения. Прикрепить материалы, подтверждающие проведение таких уроков,
  • подтвердить уровень знаний Ваших учеников можно с помощью результатов ЕГЭ и различных контрольных работ. Необходимо приложить соответствующие документы.

В 4 разделе «Внеурочная деятельность по предмету» Вам необходимо:
  • участие учащихся в жизни школы и предоставить награды или дипломы,
  • участие учеников в конкурсах, эстафетах, фестивалях и т.д. и подтверждающие сертификаты или другие документы,
  • информация об укреплении здоровья воспитанников и приложить справку об отсутствии травматизма. Если были травмы у вас на уроке или во время не в классной деятельности, то необходимо предоставить копии актов расследования. 

5 раздел Вы пишите, если являетесь классным руководителем и подписываете «Функции классного руководителя и его непосредственные обязанности». Здесь Вы указываете Ваши взаимоотношения с родителями учеников в вопросах обучения и воспитания. Также необходимо расписать какие традиции Вы ввели в Вашем классе, как Вы проводите время с Вашими учениками, какие мероприятия устраиваете (можно подтвердить с помощью фото или документов).
В 6 разделе «Учебная и материальная база». Вам необходимо указать наличие справочной и художественной литературы, наглядных пособий, аудио и видео материалы и технические средства по предмету. 
В следующем пункте Вы пишите «Отзывы о педагогической деятельности и ее результаты»:
  • предоставление документов о положительных отзывов директора и психолога, других преподавателей, родителей и по возможности выпускников,
  • наличие информации по мониторингу качества образования по предмету и грамоты (если есть).

В последнем пункте Вы указываете «Общественную деятельность». Здесь Вам нужно указать следующее:
  • участие в профессиональных общественных организациях и объединениях, которые следует подтвердить копиями документов или сертификатов,
  • участие в конкурсах, которые раскрывают Ваше профессиональное мастерство, где Вы перечисляете конкурсы, в которых принимали участие и подтверждение результатов копиями документов.

Выполнив выше перечисленные пункты, Вы напишите удачное и профессиональное портфолио, которое поможет Вам повысить квалификацию и стать еще лучшем педагогом, чем сейчас. Важно помнить, что портфолио должно быть структурированное, краткое и лаконичное. Не стоит писать много «воды», ведь тогда Ваше портфолио не будет успешным. Но если у вас имеются документы, которые подтверждают Вашу педагогическую деятельность и могут подтвердить Ваш профессионализм, то обязательно прикрепляйте эти документы, даже если они не были перечислены выше.