Статья "Инклюзивное образование"

Инклюзивное образование – это направление в образовательной сфере, направленное на то, чтобы каждый мог посещать детские сады, школы и институты. Инклюзивное образование представляет собой систему, которая учитывает особенности учащихся и подстраивается под них.

Что же представляет собой инклюзивное образование?
  • Этот вид образования также называется включающим. Он состоит из ресурсов, которые необходимы для стимуляции равноправия между обучающимися вне зависимости от их способностей.
  • Равноправие рассматривается как в рамках собственно образовательного процесса, так и в пределах коллектива.
  • Включающее образование позволяет развивать в индивидах те навыки и способности, которые помогут полноценно общаться с другими членами общества.
Отличительные черты включающего образования Инклюзивное образование в практическом аспекте основывается на теории, фундаментом для которой являются восемь принципов. Каждый из принципов является важным по отдельности и дополняет все остальные составляющие. Только в комплексе получается система, позволяющая достигать желаемого результата.
Принципы инклюзивного образования:
  • Каждый человек имеет свою ценность, которая не меняется в зависимости от его достижений, способностей или навыков.
  • Каждый человек может реализовать свое право на общение с другими людьми и на то, чтобы его услышали окружающие.
  • Люди нуждаются в том, чтобы взаимодействовать с другими людьми. Они являются индивидами, но реализуют многие свои нужды только в коллективе.
  • Каждый человек может и чувствовать и выражать свои мысли и эмоции.
  • Разнообразие в жизни человека положительно воздействует на все его способности, умения и навыки.
  • Реальные взаимоотношения между людьми являются обязательным условием для качественного образования.
  • Прогресс обучающихся измеряется в контексте того, чего они достигли. Неудачи и неумения во внимание не принимаются.
  • Поддержка ровесников также помогает человеку освоиться в обществе, в коллективе, в социальной среде.
Инклюзивное образование становится частью жизни ребенка, который приходит в детский сад, в школу или в любое другое образовательное учреждение. Он становится частью этой системы, в которой все делается для его комфорта. Инклюзивное образование предполагает наличие квалифицированных специалистов, которые помогают детям адаптироваться в коллективе.
Методика включающего образования активно развивается и внедряется в обычных общеобразовательных школах. Педагоги делают все, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в социальной среде и был полноправным ее участником.

Как используются современные методики

Задача тех специалистов, которые принимают участие в воплощении системы инклюзивного образования, заключается в сосредоточении на сильных сторонах ребенка. Задачи, которые ставятся перед ним, должны быть легко выполнимыми. В таком случае у ребенка появится мотивация к дальнейшим действиям.
«Человеческие различия – это норма, к которой нужно относиться толерантно» – именно такой принцип берется за основу для общеобразовательных школ, которые работают по методике инклюзивного образования. Это же относится и к дошкольному образованию. История инвалидного движения подробно изучается. Это необходимо для того, чтобы понимать максимум собственных возможностей, не бояться трудностей и не чувствовать себя ограниченным.
Для чего же нужно инклюзивное образование? Именно такая методика позволяет получать качественное образование, становиться специалистом в выбранной сфере и жить полноценной жизнью.
Молодые люди, несмотря на их отличительные черты, становятся важными в обществе, в социальной среде. Их мнения воспринимаются окружающими как значимые и весомые.

Что еще стоит знать о «включении» особого ребенка в образовательный процесс Инклюзивное образование часто путают со следующими способами получения знаний в учреждениях:

  • Обучение в специальных классах в обычной школе. В таком случае комфортная среда будет нарушаться за пределами класса. Ребенок будет контактировать со сверстниками, которые не подготовлены к особым изменениям. Результат не понравится никому: детей из специализированного класса будут обижать другие дети, а преподаватели ничего не смогут с этим сделать.
  • Обучение в средней школе без специальных условий. В таком случае не будут подготовлены как педагоги, так и другие ученики. Шанс на создание нужной обстановки в социальной среде будет невелик.
  • Обучение ребенка на дому. В таком случае отсутствует общение со сверстниками в необходимом количестве. Это станет препятствием на пути социализации личности.
  • Совмещение обычной средней школы и специализированной. Смена окружения не пойдет на пользу.
Представленные выше четыре способа не относятся к инклюзивному образованию. Они являются неправильными решениями, которые можно принять в поисках оптимального варианта для образования ребенка.
Инклюзивное образование – это отрасль, которая продолжает активно развиваться. Педагоги разрабатывают новые методы обучения детей и их интеграции в образовательный процесс. Социализация, в таком случае, играет немаловажную роль, поэтому инклюзивное образование можно назвать многогранной отраслью, направленной на решение многих задач. Инклюзивное образование позволяет реализовывать права человека без ущерба для него самого и для окружающих.